Особенности познавательного развития
Характеристика 1. В подростковом возрасте происходит переход от стадии конкретных операций к стадии формальных операций в развитии мышления.
В течение стадии конкретных операций подростки накапливают опыт решения проблем на практическом уровне. Эта деятельность включает классификацию, возможность поэтапно осуществлять намерения и обратные действия, освоение основ дискуссии, понимание возможности использования различных подходов к решению проблем.
С переходом к стадии формальных операций появляется возможность решать проблемы на теоретическом уровне. Это дает возможность понимать абстрактные понятия, объяснять противоречивые позиции, продуцировать и проверять гипотезы. Переход к данной стадии осуществляется у разных подростков в различные сроки в среднем от 11 до 14 лет.
Характеристика 2. У подростков наблюдаются значительные качественные изменения содержания мышления.
Абстрактная природа мышления приводит к тому, что педагоги могут строить работу с классом так, будто все учащиеся функционируют на одном познавательном уровне (в то время, как переход к стадии формальных операций у разных подростков происходит в различные сроки). Также ошибочным является мнение о том, что если подросток может действовать на высоком (или низком) уровне в одной области знаний, то на таком же уровне он будет находиться в других областях.
После полового созревания у девочек наблюдается несколько более высокий уровень вербальных способностей, а у мальчиков - пространственно-технических. Учителя должны избегать содействия этим отличиям, советуя подросткам заниматься в различных областях.
Характеристика 3. Мышление подростков становится абстрактным, критическим, гипотетическим, рефлексивным.
Подростки начинают думать о природе мышления, у них развиваются способности анализировать и синтезировать факты, экспериментировать и применять различные стратегии для решения проблем.
Характеристика 4. Подростки приобретают способность делать обоснованный моральный выбор.
Педагогам необходимо создавать условия, которые помогут учащимся осознать значение конструктивного поведения, осознавать последствия нарушений поведения.
Рекомендации для педагогов:
• подростки при переходе к стадии формальных операций нуждаются в возможностях логически обосновывать устные утверждения в отсутствии реальных объектов;
• учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически; учет индивидуальных отличий поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений;
• построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных учебных стилей и различных познавательных уровней;
• предоставление учащимся возможности исследовать свои интересы и способности;
• систематически предлагать воспитательные мероприятия по формированию нравственного мышления;
• формировать и поддерживать творческий подход к осуществлению деятельности. |