ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ
(информация для родителей)
1) Составьте расписание рабочего времени своего ребенка на период экзаменов.
Очень важно оказать помощь ребенку в организации режима дня, так как сами дети зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правилами. Например, дети часто волнуются, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзаменам. Для того чтобы эта задача стала для детей более реальной, мы можем оказать им помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сами этого сделать, и наша помощь может быть как нельзя кстати.
2) Учтите в расписании 15-20-ные перерывы после часа работы.
- Это необходимо для сохранения высокой работоспособности. Ребенок может выпить чаю, отвлечься, поговорить по телефону, вымыть посуду и затем вновь вернуться к занятиям.
- Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Шумный или активный отдых становится дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают усталость. Очень важно помочь ребенку найти такую форму досуга, которая бы его не переутомляла: прогулки, общение с одним-двумя друзьями.
3) Ребенок должен высыпаться.
Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше заниматься с утра, выспавшись, чем допоздна сидеть за экзаменационными билетами.
4) Работа по дому.
Нужно ли на время экзаменов освобождать ребенка от домашней работы? Это вопрос не простой, потому что иногда дети начинают манипулировать своей учебой, чтобы избежать помощи по дому: «Я и так много занимаюсь, а меня ещё заставляют мыть посуду». Физически легкая работа может выступать в роли разгрузки, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном порядке с учетом особенностей ребенка.
5) Режим питания
В этот период мозгу нужна витаминная пища.
6) Важен эмоциональный настрой взрослых.
- Если ребенок видит, как мы переживаем, пьем валерьянку, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных.
- Исключите повышенный тон, нервозность в общении с ребенком.
- Во время экзаменов наша задача – создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы, создание в доме уютной теплой рабочей обстановки. Ребенку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играем мы, взрослые. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорить ему о том, что мы в него верим, у него все получится, он все успеет выучить. Однако при этом следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы (особенно в том случае, если ребенок очень ответственный и старается соответствовать ожиданиям взрослых, отличник (из-за интеллектуальной состоятельности)).
- Существует определенный уровень волнения (определенный уровень мотивации), оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий уровень волнения, наоборот, приводит к ступору, мешает деятельности (могут допускать глупые ошибки на экзамене). Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением.
- Экзамены – ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулирует ребенка, а, напротив, мешает подготовке. В этом случае следует немного снизить значимость ситуации. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно. Накануне экзаменов ребенок должен чувствовать вашу поддержку, быть уверен, что ваше отношение к нему не зависит от полученной оценки (а не: бояться возвратиться домой).
7) Чутко реагируйте на просьбы ребенка, если он обращается за помощью, советом.
Очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы вы слушали выученные им билеты, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?»
НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА
o Пусть ребенок повторит материал: текст, даты, ответы на трудные вопросы.
o Помогите ребенку представить ситуацию экзамена со всеми чувствами, переживаниями; обстановку, окружающих людей.
o Решите с ребенком, нужно ли его сопровождать на экзамен (кого-то успокаивает мысль, что кто-то находится рядом из близких людей, а кому-то это мешает сосредоточиться).
o Смешные ученические приметы способны помочь справиться с волнением: надевать на экзамен все новое или «счастливый» костюм и др. Школьник таким образом убеждает себя в том, что все будет хорошо!
o В ДЕНЬ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ:
- вовремя разбудите,
- приготовьте одежду,
- положите необходимые учебные принадлежности,
- пожелайте успехов и удачи!
|