Сдача экзаменов – это психологический стресс.
Как помочь подростку с ним справиться?
Экзаменационный период учебного года –
это особая пора и для школьников, и для родителей. И если для выпускников школы
май – последний месяц перед итоговой аттестацией, то для всех остальных
учеников этот учебный месяц – время сдачи так называемых переводных экзаменов,
или экзаменов по профильным предметам. Успешное завершение учебного года
зависит от многих факторов, в том числе и от правильно организованной помощи со
стороны родителей.
Дети, которым безразличен результат
обучения, исключение из правил. Конечно, ожидания и повод для переживаний у
каждого свои: для кого-то «4» – настоящее горе, для кого-то «3» – праздник, тем
не менее, практически все ученики испытывают в это время большое физическое и
психологическое напряжение.
Родители знают своего ребенка лучше
других и могут оказать эффективную помощь в подготовке к экзаменам. Самое
главное – оставить на этот период любые назидательные и нравоучительные беседы
и сосредоточиться на поддержке и реальной помощи детям. Забудьте неуместные и
бесполезные, а иногда и вредные фразы: «Я же тебе говорила раньше», «Я еще
зимой предупреждала», «Ты вот нас не слушал» и т.д. Не впадайте в крайности в
оценках происходящего и ожидаемых результатов. Давайте ребенку возможность выговориться
о своих тревогах и волнении, займите позицию слушателя, не стремящегося
прокомментировать каждое суждение ребенка, далее если оно вам кажется спорным.
«Я в тебя верю», «В нужный момент ты вспомнишь», «Мы понимаем тебя и
сочувствуем» – ребенок нуждается в вашей дружеской поддержке и сопереживании.
Детям тревожным полезно рассказать
историю об удачной сдаче экзаменов из собственного опыта. Следите при этом за
их реакцией. Если вас не хотят слушать или это сейчас неинтересно, не стоит
настаивать. В состоянии психологического напряжения результат вашего рассказа
будет противоположным цели и может вызвать раздражительность или усугубит
нервозность. Если слушают увлеченно – рассказывайте подробно, не спеша,
описывая собственные ощущения.
Ребенку мнительному поможет обрести
уверенность в себе какой-то добрый знак, увиденный вами. Возможно, вам
приснился вещий сон или птичка постучала в окошко, принесла добрую весть. У вас
есть счастливый пятачок, который приносил удачу еще вам в школьные годы, он
обязательно принесет удачу и наследникам.
У школьников, особенно к старшим классам,
вырабатывается временной режим оптимального решения учебных задач. Не ломайте
этот режим в период подготовки к экзаменам. Кто-то лучше запоминает и усваивает
утром – пусть максимально загруженным будет утро; привык сидеть за учебниками
поздно вечером – пусть время работы будет традиционным. Следите за тем, чтобы
обязательно чередовались периоды труда и отдыха, полезнее всего будут прогулки
на свежем воздухе.
Нужно учитывать и специфику предметов, по
которым ребенку предстоит сдавать экзамены. Готовясь к устным экзаменам,
целесообразно систематизировать и повторить весь изученный курс, а
подготовиться за короткий период, например, к письменному экзамену по русскому
языку нереально, есть смысл сосредоточиться на отдельных разделах программы.
Как правило, дети сдают не один, а
несколько экзаменов подряд. Каждый из них – определенный рубеж, после которого
обязательно нужен отдых независимо от результата. Успешная сдача – праздник не
только для ребенка, но и для семьи. Не воспринимайте отличный результат как
должный и единственно возможный, порадуйтесь вместе с ребенком, устройте
праздничный ужин. Неудовлетворительный результат – это не трагедия, это опыт.
Не машите обреченно руками, не вешайте ярлык «неспособный» на своего ребенка.
Обсудите случившееся и учтите этот опыт в дальнейшем.
По сути, наши дети не просто сдают
экзамены по учебным предметам, они учатся преодолевать трудности. Данная форма
проверки знаний – это испытание характера, силы воли, умение в нужное время
проявить себя, показать свои достижения в определенной области знаний, умение
не растеряться, справиться с волнением – этому обязательно нужно учить и
учиться. |