Формирование позитивного мировоззрения у обучающихся кадетской школы-интерната г. Шадринска
Школа-самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее… Одна из самых острых проблем воспитания и образования - это утрата общечеловеческих ценностей. В концепции модернизации российского образования, говорится, что развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, позитивно мыслящие, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, обладающие работоспособностью. Для этого необходимо оказать содействие в формировании нравственной компетенции, позитивного мировоззрения обучающихся. И очень важен в учебно-воспитательном процессе аксиологический подход в изучении физических явлений, сущность аксиологического подхода - человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Основой аксиологического подхода является гуманистическая педагогика, представители которой являются Ян Амос Коменский, К.Д Ушинский, В.А. Сухомлинский и другие. Человек постоянно находится в ситуации в оценке происходящих событий, постановки задач, поиска принятия решения и их реализации и при этом его отношение к окружающему миру, обществу, природе, самому себе, связанно с двумя подходами: практическим теоретическим. Первым вызван приспособление человека к быстро изменяющимся во времени и пространстве явлениям, второй преследует цель познания закономерностей действительности. Здесь очень важно правильно организовать педагогический процесс, совместные действия личности ребёнка и учителя, ученического коллектива и сообщества педагогов, учреждение образования и его окружающей среды. Использование этого педагогического подхода, позитивного мышления (дети, педагоги, родители) осуществляют переход от развития к саморазвитию и в итоге к творчеству. И образуется социально- ориентированное пространство в школе всех участников учебного процесса (администрации, учителей предметников, классных руководителей, социально- психологической службы, воспитателей). Создаётся позитивный климат в общеобразовательном учреждении, который является благоприятным для проявления социальной активности стимулирующий самореализацию педагога и ученика. Полноценное формирование личности ученика и педагога может происходить только в коллективе, который является основой для воспитания, обучения и развития. Коллектив способен изменить человека, поскольку ему приходится жить и учится в окружении других людей, он вынужден приспосабливать с ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив стимулирует творческую активность, пробуждает интерес к самосовершенствованию и лидерству и формирование личности педагога и ученика может происходить только в коллективе, поэтому он является основой воспитания и обучения. Путь к новой модели воспитания лежит через переосмысления сущности педагогической профессии её целей и задач, содержаний и методов, через реалистическое понимание функций и роли педагога-воспитателя. Открываются новые возможности и в работе школы, в воспитательной деятельности педагогов, смысл которого всё яснее видится, как созидание человека. Современные социально - воспитательные технологии не всегда обеспечивают условия стимулирующие субьективную активность детей. Хорошо известен эффект выученной беспомощности. Он возникает в строго контролируемом распорядке жизни. Суть его в том, что ребенок, убедившийся в невозможном изменении хода событий, в результате вообще отказывается от поиска. Неотъемлимыми чертами его характера становятся-подчинение и исполнительность. Между тем современная социальная педагогика дает утвердительный ответ: чтобы решить проблему и воспитать социально-активную, позитивную личность, можно использовать такой алгоритм работы: 1.Включать задания на создание возможностей самопознания (анализ и самооценка); 2.Задания на включение самореализации(творчество в содержании работы); 3.Задания ориентированные на совместное развитие обучающихся(совмест-ное творчество); 4.Задания и группа приемов организации учебно-воспитательной работы направленное на развитие стремления изменить себя, совершенствовать, саморазвивать, самореализовывать, формировать позитивное мышление Название данного образа мыслей (позитивное мышление), произошли от лат.positivus- положительный Однако ,положительный означает также «текущее положение, фактическую обстановку». В фотографии есть позитив и негатив. Позитив- это конечный снимок, соответствующий реальности. Поэтому в исконном смысле позитивное мышление-это мыслительный процесс, основанный на реальности (то есть трезвый и обьективный взгляд на жизнь). Вместе с педагогическим коллективом школы, социально- психологической службой школы, я активно работаю над формированием позитивного мировоззрения обучающихся,одной из важнейших социальных задач современного общества. Целью воспитательной системы является формирование позитивного мировоззрения, умение противодействовать негативной окружающей среде, воспитания высоконравственной, интеллектуальной и здоровой личности обучающихся кадетской школы-интерната. В этом направлении профессиональной деятельности можно выделить следующие задачи: - Формирование у подростков позитивного отношения к самому себе, своим близким, друзьям, одноклассникам, ко всему миру; - Адекватное восприятие своих прав и обязанностей, обеспечивающих осознанный нравственный выбор; - Развитие представлений подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества; - Предотвращение негативных последствий кризиса подросткового возраста; - ознакомить с приемами позитивного мышления; - Воплощать в своей жизни полученные знания; - Воспитывать умение думать, размышлять, анализировать; - Устранение плохих привычек, управление своими эмоциями; - Умение правильно разрешать конфликтные ситуации; Очень важно в процессе формирования личности обучающегося учитывать влияния факторов: 1. Генетические особенности; 2. Физическое окружение; 3. Влияние культуры; 4. Социальное окружение; 5. Индивидуальный опыт человека; В работе применяю различные формы и методы. Формы и методы формирования позитивного мировоззрения
Формы | Методы | Классные часы; Беседы; Дискуссии; Игровые тренинги; Коммуникативные тренинги; Праздники; КТД, акции, месячники; Игровые и конкурсные программы; Викторины, выставки; Познавательные игры; Подвижные игры; Экскурсии, ярмарки; Защита проектов; Использование печатных изданий; Концерт; комплексные формы; Лекции, листовки, лозунги, памятки, парад, плакат, радиопередачи, спектакль, газета, коллаж, позитивные фразы, мультфильмы, притчи, сказки, интересные истории… | Беседа (в том числе эвристическая); Дискуссия; Пример; Поощрение; Создание социальных проб; Убеждение (самоубеждение); Внушение (самовнушение); Игровые методы; Требование; Метод саморегулирования; Метод воспитательных ситуаций; Метод соревнования; Метод анализа деятельности и общения; Поручения; Метод «Задание самому себе» (по классификации Смирнова С.А.) Метод «Мой секрет» (по классификации Смирнова С.А.» |
Расскажу о некоторых из них. Для формирования коммуникативных навыков общения среди обучающихся проводилась общешкольная декада «Школа- территория толерантности». Участвовали все классы с 5 по 11. Проводились конкурсы газет, коллажей на эту тему. Классные часы: с творческими заданиями, играми. Дискуссионные круглые столы с участием детей из разных классов и родителями, с чаепитием. Был оформлен информационный материал на стенде, где рассказывалось, что такое толерантность, история возникновения толерантности, принципы толерантности, высказывания известных людей, стихи детей. Недельная акция «Мы за толерантность» прошла с большим интересом. У каждого дня недели был свой девиз, например: «Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе» и акция в этот день с определенной тематикой , например: «Подари радость». Обучающиеся дарили сотрудникам школы слова благодарности и воздушные шары, фотографировались вместе. В конце недели дети писали свои мнения на «Школьном заборе». Всем очень понравилось. Дети познавали себя и учились понимать других людей. В этой декаде участвовали все сотрудники школы. Общее дело подарило много улыбок, радости, творческих открытий. Всех участников наградили грамотами и сладкими призами. Проводя сравнительный анализ этих мероприятий мы пришли к выводу, что у обучающихся повысился уровень уверенности в себе, умение позитивно общаться со сверстникам и со взрослыми, правильно выражать свои мысли и чувства. Проводя месячник «Я и ЗОЖ» мы ставили задачи научить детей правильно организовывать свой досуг, преодолевать негативное эмоциональное состояние, помочь осмыслить ценность человеческой жизни, показать преимущества позитивного мышления. Учили детей применять позитивное мышление, в разных аспектах своей жизни. Выражать через рисунок, мини-сочинение, игру: ролевую, ситуативную, тематическую; проектную деятельность. Приглашали гостей из других школ и городов на творческие встречи. Сравнительный анализ показал, что у детей повысился уровень ответственности за свои поступки, желание изменить свою жизнь к лучшему. Работая в этом направлении мы понимали какие формы работы надо планировать и какую следующую тему нам надо изучать вместе с детьми. Назову некоторые из них. Для формирования позитивного мировоззрения был оформлен богатый материал для информационных стендов: «Как прекрасен этот мир посмотри», «Раскрась картину жизни в позитивный цвет», «Счастье, в чем сложность?», «Вечные ценности», «Поверь в мечту», «Сила воли» и другие. Этот материал, дополненный мультимедийными возможностями (видеороликами, мультфильмами), интересными историями из жизни, играми, творческими заданиями, использовался в проведении классных часов на эти же темы, циклов занятий, совместных творческих встреч с родителями, обучающимися, педагогами. Обучающиеся делились своими впечатлениями, как важно применять эти знания в своей жизни и как они им помогают в трудных ситуациях сделать правильный выбор, изменить свою жизнь к лучшему. Конечно, существуют и проблемы и дети тоже об этом говорят. Формирование позитивного мировоззрения затрагивает лабильную структуру человеческой личности: эмоционально – чувственную сферу. Которая требует применения ежедневных усилий, нужна воля, сознательное отношение и очень сильное устремление, чтобы в человеке сформировалось желание познавать себя, совершенствовать. А это трудно. Дети учатся понимать, что это процесс, и он должен быть постоянным. Путь начинается с маленьких шагов. Только так формируется личность человека, который умеет быть ответственным за свою судьбу и судьбу своей страны. А это и есть настоящая жизнь, к которой надо стремиться. |