19 (31 по новому стилю) октября 1811 года император Александр I с семьёй, высшие сановники и другие важные персоны прибыли к Великокняжескому флигелю Екатерининского дворца на торжественное открытие нового учебного заведения – Императорского Царскосельского лицея. Это закрытое учебное заведение для дворянского «юношества, особенно предназначеннаго к важным частям службы государственной» ещё не имело аналогов в России.
Несмотря на предшествующее напряжение, неприятие и критику со стороны некоторых политических деятелей, Лицей был открыт, а его программа по указу императора Александра I была ориентирована на подготовку высших государственных чинов. И хотя Лицей воспитал целую плеяду великих людей, прославивших его стены, – декабриста Вильгельма Кюхельбекера, поэта Антона Дельвига, канцлера Российской империи Александра Горчакова, писателя Михаила Салтыкова-Щедрина, в первую очередь всеми вспоминается самый известный его выпускник, поэт Александр Сергеевич Пушкин, начавший писать стихи ещё лицеистом. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», – эти слова стали девизом всех учащихся Царскосельского лицея.
Идея создать привилегированное, кардинально отличающееся от других высшее учебное заведение принадлежала министру народного просвещения Алексею Кирилловичу Разумовскому и министру юстиции Михаилу Михайловичу Сперанскому. Именно Сперанскому принадлежит авторство учебной программы Лицея, составленной ещё в 1808 году. А «Постановление о Лицее», утверждённое императором в 1810 г., приравняло Лицей к существующим на тот момент российским университетам. Этот документ содержал полный список требований к поступающим юношам: возраст от 10 до 12 лет, умение показать свои знания, наличие высокой нравственности, физическое здоровье, а также обязательное предоставление свидетельства о дворянстве.
Всего в Лицее предстояло обучаться 6 лет, делящихся на два курса, каждый из которых включал в себя 3 года. Воспитанникам предоставлялся полный пансион, и покидать пределы Лицея во время учебного года им категорически запрещалось. Распорядок дня был суров, а его соблюдение было обязательным для всех лицеистов, за этим строго следили как директор, так и преподаватели. В педагогическом составе были семь профессоров – представителей не только российского, но и европейского образования, два адъюнкта, священник и шесть учителей изящных искусств и гимнастики. Интересный факт – родной брат Жана-Поля Марата (знаменитого революционера Франции), профессор Давид де Будри преподавал в Лицее французский язык.
Основным принципом обучения был призыв «…не затемнять ум детей пространными изъяснениями; но возбуждать собственное его действие».
Привычка самостоятельно мыслить, уважать чувство собственного достоинства воспитывалась в учениках как часть частью характера. Особым пунктом устава Лицея был полный запрет на телесные наказания. Это выгодно отличало Лицей от частных пансионов и военных школ. Правила внутреннего распорядка гласили: «Все воспитанники равны, как дети одного отца и семейства, а потому, никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было. Если кто замечен будет в сем пороке, тот занимает самое нижнее место по поведению, пока не исправится. Воспитанники должны жить между собою мирно и дружелюбно. Никто не должен обижать другого каким бы то ни было образом, словом или делом».
А распорядок в Лицее был почти армейский. В 6 часов утра подъём, за ним обязательная утренняя молитва. Следом повтор заданий на день. Каждый будний день с 1 августа по 1 июля с 8 часов уроки в классах, с перерывом на завтрак, обед и прогулки в парке. Последние уроки проходили с 15 до 17 часов. Затем следовали отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения. После ужина, повторения уроков и вечерней молитвы, в 22 часа, все воспитанники ложились спать. Времени для праздного шатания у лицеистов не было, за эти шесть лет они должны были усвоить как школьную программу, так и полный университетский курс. Такой подход к образованию не находил понимания во многих кругах, так как 6 лет казались малым сроком для получения глубоких знаний.
Своих первых выпускников лицей провожал в июне 1817 года. Их называли «чугунники»– за кольца в виде соединённых рук, отлитые из разбитого после выпуска чугунного колокола.
В Царском селе Лицей просуществовал 33 года и выпустил 286 человек, прославивших свою Альма-матер и в политике, и в гражданской службе, и в военном деле. Но более всего мы знаем сейчас выпускников 1817 г. – А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, А.М. Горчакова, декабристов В.К. Кюхельбекера, И.И. Пущина и других.
В 1843 г. Николай I подписал указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». Царскосельский лицей был переведён в Петербург и переименован в Императорский Александровский лицей.
Экскурсия 210 лет Царскосельского лицея с ЦБ им. Зырянова |